Газета Сузунского района Новосибирской области

25 мая – День филолога

Людмила Михайловна Никитина – филолог с сорокалетним стажем. Профессию получила на стыке семидесятых-восьмидесятых годов прошлого столетия, и ей осталась верна на протяжении всей жизни. «Моим учителем в школе было Нина Семёновна Ягунова. А у неё не полюбить литературу и русскую словесность просто было не возможно», - вспоминает Людмила Михайловна.

Сразу после десятого класса она отправилась поступать в педагогический институт. То, что будет учителем, не сомневалась. А вот факультет выбрала физический. Любила в школе этот предмет не меньше, чем литературу. Поступила, но учиться не стало. В семье было шестеро детей (Людмила – самая старшая), и обучать в городе дочку-студентку родителям было не под силу. Вернулась домой и устроилась работать в Болтовскую школу.

В те годы не хватало сельских учителей, ей предложили вести русский язык и литературу. Целый год она обучала детей этим предметам и именно тогда поняла, что филология – её судьба. Ей нравилось самой изучать историю и процессы развития языка, нравилось грамотно разговаривать и писать, а ещё нравилось обучать этому ребятишек, которые, как лакмусовая бумажка, впитывали в себя основные правила и понятия.

Окончив заочно филологический факультет Новосибирского пединститута, поработав вожатой в школе-интернат, в Сузунских школах № 2 и № 1, Людмила Михайловна окончательно перешла на преподавательскую деятельность в первую школу. Пять с половиной лет она ещё трудилась в ней директором, но поняла, что административная работа - не для неё, она хочет быть только учителем.

«У меня дети всегда читали книги. На уроках мы с ними спорили, рассуждали, - рассказывает Людмила Михайловна. – Особенно мне запомнился выпуск 2009 года. В этом классе было шесть золотых и два серебряных медалиста. С ребятами мы тогда впервые занялись исследовательской деятельностью. И первое наше исследование было на тему: «Престижно ли читать в наше время?» Мы посчитали количество читателей всех сузунских библиотек, включая школьные, и выяснили, что, исходя из численности населения Сузуна, читателей мало. Пришли к выводу, что необходимо заняться пропагандой чтения. Учитель должен так организовывать свои уроки, чтобы детям захотелось читать. Кстати, благодаря дистанционному обучению последних месяцев школьники стали читать тексты».

Обучая ребят правильному написанию русских слов, Людмила Михайловна разработала свою систему алгоритмов. «Это немножко из математики, - смеётся она, - но помогает. Например, задумавшись, сколько букв «Н» написать в суффиксе, ученик начинает логически размышлять: от какого слова образовано, если от существительного – то одна логика, если от глагола – другая. И в конце своих размышлений сам же и приходит к выводу, как правильно писать. И такой алгоритм применяется ко всем правилам русского языка».

В первой школе педагоги перешли на учебник Шмелёва, в котором в каждой главе говорится о культуре речи, подготовке к аттестации, начиная с пятого класса. «Мы отрабатываем с учениками, как правильно говорить. В ЕГЭ только по культуре речи семь заданий. Попробуй-ка, поставь неправильно ударение – получишь ноль баллов, - объясняет Людмила Михайловна, - в пяти заданиях дети учатся искать ошибки в текстах. ЕГЭ выдвигает очень высокие требования к выпускникам, которые должны говорить  правильно, синтаксические связи уметь расставлять, должны различать паронимы, соблюдать орфоэпические нормы».

А главной настольной книгой для каждого человека, должен стать словарь русского языка, неважно, какого автора, Ожегова или Ушакова, Даля или Ефремовой, - главное, чтобы он был. Ведь только так можно научиться писать грамотно, считает Людмила Никитина.

Светлана ИОСТ

Нет комментариев Добавить комментарий